Сборник статей

Введение к сборнику научных трудов  «Другое детство», приуроченному к проведению конференции

«Понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множество различных вариаций,уклонений от нее, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального.

Таких границ не существует нигде, и в этом смысле норма представляет из  себя  чисто отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде – всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует»

Л.С.Выготский «Педагогическая психология»

Предисловие

Предлагаемый вниманию читателя сборник статей подготовлен. Цель конференции – продолжить профессиональное обсуждение актуальных проблем в области психологии развития и привлечь внимание научного и образовательного сообщества к реализации в современных условиях «Конвенции о правах ребенка». Эта конференция проводится в ознаменование Года равных возможностей и является второй из цикла «Психология развития». Первая международная конференция «Ребенок в современном обществе» была проведена на базе МГППУ в 2007 году.

Конференция «Другое детство или нетипичный ребенок» подготовлена совместно с СПбГУ  при участии специалистов из зарубежных университетов и научно-практических центров. В центре внимания участников конференции – анализ психолого-педагогических условий, обеспечивающих возвращение неблагополучного ребенка на нормальный путь развития.

Научный фундамент, на который в явной или скрытой форме опираются авторы представленных здесь статей, составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в которой и он сам, и его последователи уделяли много внимания проблемам атипичного развития.  Л.С.Выготский подчеркивал, что   «основные законы детского развития и воспитания обнаруживаются с наибольшей отчетливостью тогда, когда они изучаются в формах, отклоняющихся от общего  пути. Изучение испорченного механизма, нарушенного в своем течении процесса, является эквивалентом искусственного эксперимента и представляет как бы природный эксперимент, позволяющий проникнуть наиболее глубоко  в устройство данного механизма и в законы, управляющие течением данного процесса» . В то время речь  шла  о детях, имеющих физический дефект (глухие, слепые, слепоглухонемые, калеки); трудных детях, имеющих функциональные нарушения вследствие внутреннего конфликта ребенка с окружающей его средой (правонарушители, психопаты);   детях, одаренных выше нормы (талантливых); детях с комбинированными  или смешанными  формами  трудновоспитуемости. Слова «трудный ребенок» и «трудновоспитуемый ребенок» использовались Л.С. Выготским не как понятия, а как  термины для  обозначения больших групп детей, отличных друг от друга.  Эти дети, по словам Л.С.Выготского, «оставаясь в пределах нормы, представляют  серьезнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания, общественной трудовой деятельности, личной, семейной жизни человека».

В конце 20-х – начале 30-х годов он подчеркивал, что психология трудного детства  должна охватить все возрасты от ясельного до переходного, а также огромное разнообразие типов трудного ребенка. Как никогда сейчас актуальны слова Л.С. Выготского: «Мы должны изучать …не дефект, а ребенка с тем или иным дефектом, поэтому целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исследований». В работе с такими детьми необходима ориентация  на формирующие принципы.

Л.С. Выготский писал о необходимости создания педологической (психологической) клиники  трудного детства, в которой проблемы развития, обучения и воспитания нестандартного ребенка будут изучаться не столько с феноменологической, сколько с  каузально-динамической точки зрения и решаться с учетом законов и природы детского развития.

Исследователи, статьи которых публикуются в данном сборнике, следуют основным принципам культурно-исторической психологии. В публикуемых статьях представлены пути, по которым идет современная школа в России и в других странах для преодоления  недостатков, которыми страдает тот или иной ребенок;  описано психологическое оснащение педагогической практики в работе с нетипичным ребенком. В наше время атипичные варианты развития современного ребенка расширились вследствие появления большого числа детей – социальных сирот, воспитывающихся в детских домах при живых родителях.  В силу объективной необходимости современные психологи разрабатывают способы и методы их изучения, прослеживают динамику их развития.

В сборнике и материалах конференции содержится обширный материал, посвященный одаренному ребенку. Теперь нет необходимости  доказывать, что старое представление об одаренности как о единой функции утратило свое значение, и на его месте  появились новые концепции, отражающие  сложность  ее отдельных форм и условий развития.

Следуя идеям Л.С. Выготского, изучение трудных  детей, детей с девиантным поведением в настоящее время основывается на длительном их наблюдении  в процессе воспитания и обучения в специально созданных реабилитационных центрах и  волонтерских объединениях, где  на основе  педагогического эксперимента апробируются методы и методики включения этих детей в  социально значимые  виды деятельности.

Относительно новое явление, ставшее в последнее время объектом углубленного исследования и психологов,  и педагогов  – включение ребенка в новую социокультурную среду в результате переезда в другую страну  с иными культурными традициями. Л.С. Выготский  подчеркивал роль слова в развитии сознания. У ребенка в ситуации билингвизма появляются симптомы задержки психического развития. Успешность  вхождения ребенка в новую культурную среду во многом зависит от установок и коммуникативных ожиданий коренных жителей стран иммиграции.

В сборнике также представлены результаты научных исследований и практических разработок в области помощи детям с нарушениями развития социо-психогенной природы (программы раннего вмешательства,  профилактики социального сиротства на всех этапах развития ребенка). Кроме того, в настоящем издании приведен анализ российских и зарубежных программ психолого-педагогической помощи и поддержки не только ребенку, «выбитому из социальной колеи», но и его семье.

Практически в каждой статье сборника подчеркивается основная идея Л.С. Выготского об определяющей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; указывается на  необходимость  расширения научно-исследовательской  разработки проблем трудного, а точнее другого детства  и теснейшей  связи  этих проблем с диагностической, организационной и образовательной практикой.

Особенности современного детства, варианты его осуществления нуждаются также в теоретическом осмыслении. В перспективе психологическая наука стремится открыть законы многообразия  развития ребенка; материалы, представленные в настоящем сборнике, безусловно, способствуют продвижению  в этом направлении.

Л.Ф.Обухова, И.А.Корепанова, Е.Г.Юдина