Отчет

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития  «Другое детство»

25-27 ноября 2009 года

Конференция прошла в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Организаторы конференции – Департамент образования города Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Психологический институт РАО.

Конференция проводилась при поддержке Российского гуманитарного фонда и в рамках институализированного гранта Департамента образования города Москвы «Проведение исследований и обмен опытом по теме «Современные дети: какие они?».

Конференция была организована в ознаменование Года равных возможностей.

В конференции принимали участие специалисты в области образования, социальной поддержки, детской психологии – представители более 200 организаций –  органов управления образованием, научно-исследовательских институтов и центров, ВУЗов, школ, дошкольных образовательных учреждений, детских домов и домов ребенка,  реабилитационных центров, общественных, благотворительных организаций. Всего в конференции участвовало более 700 человек.

Участники были из более чем 50-ти городов России: Москва, Томск, Нижний Новгород, Лыткарино, Владимир,   Кострома, Магадан, Архангельск, Барнаул,  Брянск, Владимир, Ковров, Муром, Вологда, Великий Новгород, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар,  Сергиев Посад, Челябинск,  Фрязино, Кемерово, Зеленоград, Иркутск, Калуга, Карпинск, Конаково,  Королёв, Кострома, Красноярск, Луганск, Магадан, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Балашов, Тимашевск, Уфа, Ханты-Мансийский автономный округ Югра г.Белоярский, Химки, Чебоксары, Ярославль и др.

Также в работе конференции принимали участие и специалисты из семи стран – Германия, Польша, Болгария, США, Финляндия, Латвия, Украина, , Испания.

Среди слушателей – деканы факультетов, заведующие кафедрами психологии и педагогики – 50 человек; преподаватели высшей школы и научные работники – 40 человек; психологи образовательных учреждений – 160 человек; психологи различных центров – 50 человек; студенты, аспиранты, магистранты – 100 человек; специалисты других профессий (медики, педагоги и др.) – 70 человек.

Всего было сделано 184 доклада (из них 142 пленарных и секционных, на телемосте и 42 постер-доклада). В работе Пленарного заседания конференции приняли участие Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации  А.И.Головань, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Т.Н.Гусева, член общественной палаты О.В.Зыков, представители Русской Православной Церкви (в том числе Архиепископ Петропавловск-Камчатский Игнатий).

Работу конференции освещали два телеканала – «ТВ-Закон» и «Доверие», газеты: «Учительская газета-Москва», «Первое сентября», Православный образовательный  журнал “Виноград”, РИА «Новости».

Главная задача состояла в том, чтобы презентировать и обсудить инновационные методы и технологии психологической помощи различным категориям детей – детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, одаренным детям. Данная проблема, несмотря на уделяющееся ей внимание, в должной степени системно не представлена. Отсутствует комплексный междисциплинарный научный подход к этой проблеме.

Цель конференции – анализ актуальных проблем современного детства (обучение, воспитание, коррекция) и привлечение внимания научного и образовательного сообщества к правам ребенка с особенностями развития в современном обществе.

Большое внимание было уделено вопросам подготовки психологических кадров для работы с различными категориями детей, прежде всего в системе инклюзивного образования. Был проведен Круглый стол (руководители Круглого стола – В.В.Рубцов, А.А.Марголис, Ю.М.Забродин), на котором обсуждался Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», разработанный в МГППУ. В работе Круглого стола приняло участие 25 человек (деканы психологических факультетов ВУЗов страны – СПбГУ, МГППУ, МГПУ, Саратовского государственного университета, Арзамаского государственного педагогического университета, Калужского государственного педагогического университета, Владимирского государственного гуманитарного университета и др., а также негосударственных ВУЗов).

Кроме того, состоялся Круглый стол «Инклюзивное образование на современном этапе». В его работе приняли участие более 80 человек, в том числе директора школ и дошкольных образовательных учреждений, участники проекта «Стрижи» (стремление к независимой жизни), представители общественности. Участники также поставили проблему подготовки кадров для работы в системе инклюзивного образования.

Направления работы конференции: анализ рисков развития ребенка в современном обществе; анализ вариантов развития (от задержек в развитии до одаренности); системы психологической помощи детям и их семьям.

В рамках этих направлений была организована работа пленарных и секционных заседаний. На конференции работало  11 секций:

  1. Психологическая реабилитация детей и подростков с комплексными нарушениями.
  2. Программы раннего вмешательства, основанные на теориях взаимодействия и привязанности матери и ребёнка.
  3. Трудное детство.
  4. Помощь детям с особыми потребностями на ранних этапах онтогенеза: программы раннего вмешательства.
  5. Одаренный ребёнок.
  6. Образовательная среда как ресурс развития ребёнка с особыми потребностями.
  7. Современная детская субкультура: игрушки, книжки, фильмы.
  8. Психология сиротства.
  9. Проблемная семья: дети и родители.

10.  Нейробиология аномального развития.

11.  Проектирование поддерживающей среды в комплексной реабилитации ребёнка с ОВЗ.