Резолюция

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Резолюция
Второй всероссийской научно-практической конференции по  психологии развития  «Другое детство»
25- 27 ноября 2009 года

С 25 по 27 ноября 2009 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась научно-практическая конференция «Другое детство». Она проведена в ознаменование Года равных возможностей и является второй из цикла «Психология развития». Цели конференции -  анализ актуальных проблем современного детства;  привлечение внимания научного и образовательного сообщества к детям с особенностями психо-физического развития, детям-сиротам, безнадзорным детям, детям с высоким потенциалом развития;  планирование дальнейших действий, направленных на совершенствование образования и воспитания детей с разными вариантами развития.
Организаторами  конференции  выступили Департамент образования города Москвы, Российский гуманитарный научный фонд, Московский городской психолого-педагогический университет. В работе конференции приняли участие  более 700  ученых и практиков из разных регионов РФ, работающих в сфере образования, семейного воспитания, работников органов управления образования,  социального обеспечения, творческой интеллигенции, представителей СМИ.
Важность и актуальность темы конференции подтверждается участием в ней Уполномоченного представителя  при Президенте РФ по правам ребенка,  представителей Департамента образования города Москвы,  Общественной палаты РФ, духовенства Русской православной церкви, зарубежных гостей.
Задачи конференции:

  • осуществить содержательный междисциплинарный анализ особенностей современного детства с участием ученых, практиков и руководителей в области образования, охраны здоровья ребенка, соблюдения прав детей;
  • обсудить вопросы профессиональной подготовки бакалавров, специалистов и магистров в области психологии развития для дифференцированной поддержки в образовании  различных контингентов детей:  одаренных детей, мотивированных детей, обычных детей, детей с задержкой в развитии, девиантных детей, детей-сирот, детей-инвалидов;
  • определить возможные пути решения актуальных проблем обучения, воспитания и развития современного ребенка.

В рамках конференции на пленарных и секционных заседаниях состоялись доклады, выступления и дискуссии.  На конференции прошли два круглых стола:

  • О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»
  • Инклюзивное образование на современном этапе.

На конференции проанализированы риски развития ребенка в современном обществе, норма и варианты развития  от задержек до одаренности; представлены варианты психологической помощи детям и их семьям от системы раннего вмешательства до волонтерского движения;  уделено большое  внимание научно-практическим проблемам нейробиологии развития; образовательной  среде как ресурсу развития ребёнка;  проблемной семье;  трудному  детству; современной  детской  субкультуре (игрушкам, детским книгам, фильмам).
Участники конференции отметили, что дети с психофизическими особенностями  развития – самые незащищенные категории детей и им нужна всесторонняя поддержка, которая должна строиться с учетом мирового опыта, на основе глубокого анализа причин нарушений в психическом развитии, анализа рисков этого развития. Ребенку и его семье необходимо оказывать систематическую финансовую, психолого-педагогическую и медицинскую  высокопрофессиональную помощь.
Участники конференции уверены, что каждый ребенок  независимо от его особенностей (нарушения здоровья, поведения, социального происхождения и т.п.) имеет право на детство, на получение образовательных и всех необходимых для его психического и физического развития услуг. Высокую эффективность показала система раннего вмешательства, успешно применяемая в России на протяжении более 10 лет.
Серьезное  обсуждение на конференции получили проблемы развития ребенка в современной семье. Современная семья нуждается в комплексном сопровождении и поддержке. Особое внимание было уделено семьям, принявшим на воспитание детей.
Проблемы, связанные с сохранением детской субкультуры, так же были подняты участниками конференции. Психологи могут и должны проводить экспертизу детских товаров, содействовать родителям в сознательном выборе товаров, развивающих детей.
Участники конференции отметили, что перспективной задачей, стоящей перед исследователями и практиками является поддержка одаренности и таланта на  ранних этапах развития  ребенка. В свете этого необходимо своевременное выявление неуспешных одаренных школьников, имеющих высокие способности и одновременно проявления диссинхронии развития. Все участники обсуждения этой проблемы признали необходимость применения комплексного психолого-педагогического подхода в работе с одаренными детьми с учетом их личностных особенностей.
Участники конференции уделили серьезное внимание проблемам детей, находящихся в неблагоприятной социальной ситуации развития, детям и подросткам, выбитым из социальной жизни. Открытие приютов и реабилитационных центров – необходимое, но недостаточное условие для возвращения таких детей на нормальный путь развития. На конференции были сформулированы принципы организации эффективно действующей реабилитационной среды.
Участники конференции в ходе пленарных и секционных заседаний, круглых столов пришли к единому мнению о том, что задача исследования  и организации практического решения проблем современного другого (нетипичного) детства требует  междисциплинарного подхода, который к настоящему времени  все еще находится в процессе становления.
Участники Конференции «Другое детство», всесторонне обсудив обозначенные выше проблемы, считают необходимым обратиться со следующими предложениями.
В адрес Департамента образования города Москвы:
1.    Принять результаты исследования «Проведение исследования и обмен опытом по теме «Современные дети. Какие они?», проведенного специалистами МГППУ. На основе полученных результатов разработать Концепцию психологического сопровождения детей с особенностями в развитии.
2.    Создать междисциплинарную группу (с участием психологов, медиков, социологов) при Департаменте образования города Москвы по разработке системы мониторинга современного особого детства в мегаполисе (на примере Москвы).
3.    Междисциплинарной группе разработать:
•    основные цели и задачи  мониторинга детского развития в разных возрастах в современной социокультурной ситуации;
•    критерии и процедуру проведения мониторинга, включая распределение функций между специалистами разного профиля;
•     механизмы использования результатов мониторинга.
4.    Одобрить разработанный в МГППУ Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
5.    Разработать и включить в учебный план образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (включая повышение квалификации) курсов, разделов, освещающих вопросы специального, интегрированного и инклюзивного образования. Продолжить разработку системы методических рекомендаций для различных специалистов служб сопровождения инклюзивного образования и непосредственно инклюзивных образовательных учреждений для различных звеньев инклюзивной образовательной вертикали. Содействовать разработке нормативно-правовой базы по образованию детей с особенностями в развитии (детей-инвалидов).
6.     Содействовать  конструктивному сотрудничеству специалистов по инклюзивному образованию с общественными организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов,  тесного взаимодействия с родительскими ассоциациями на условиях позитивного партнерства.
7.    Учитывая современные тенденции изменения контингента воспитанников детских домов (смещение в сторону увеличения численности детей подросткового возраста), усилить государственную поддержку научно-практических разработок по социально-психологическому сопровождению образования подростков-сирот.  Рассмотреть вопрос об увеличении штатного расписания детских домов, коррекционных школ и т.п. за счет увеличения количества ставок воспитателей, психологов, социальных работников, педагогов дополнительного образования для улучшения оказания адресной помощи детям.
8.    Признать значимость культурологически ориентированной социально-творческой реабилитации детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования. Начать разработку положения о подразделении социально-творческой реабилитации детей и молодежи, для чего создать рабочую группу из сотрудников созданной в МГППУ научно-практической лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содействовать созданию Центра интегративного дополнительного образования в структуре МГППУ.
9.    Признать необходимость применения комплексного психолого-педагогического подхода в работе с одаренными детьми разных возрастных групп.