Программа

Скачать Программу конференции Программа конференции (pdf)

Окончательный вариант программы размещен во вкладке

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской психолого-педагогический университет»

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВОСПИТАТЕЛЯ

КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Doshkoln_obrazov

ПРОГРАММА

7–9 октября 2014 года

 

Цель проведения конференции: профессиональное обсуждение актуальных проблем развития системы дошкольного образования, вопросов подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам внедрения ФГОСДО и системы оценки качества дошкольного образования.

 Задачи проведения конференции:

  1. Обсуждение итогов апробации разработанных программ повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам внедрения ФГОС ДО и системы оценки качества дошкольного образования.
  2. Определение содержания для разработки программ повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта деятельности педагога (в дополнение к апробированным).
  3. Определение оптимальных форм организации повышения квалификации педагогов дошкольного образования по разработанным программам для обеспечения перехода к реализации ООП в соответствии с ФГОС ДО.

 Место проведения: Москва, ул. Сретенка, 29. ГБОУ ВПО МГППУ 

Расписание проведения конференции

7 октября 2014 года

9.00 – 10.00 Регистрация участников
10.00 – 11.00 Открытие конференции. Приветствие конференции
11.00 – 12.30 Пленарное заседание
12.30 – 13.00 Кофе-брейк
13.00 – 14.00 Пленарное заседание
14.00 – 15.00 Обед
15.00 – 17.00 Выставочное мероприятие: Примерные образовательные программы дошкольного образования
17.00 – 18.00 Собрание ведущих секций

8 октября 2014 года

10.00 – 12.30 Работа секций № 1 и № 4
12.30 – 13.30 Обед
13.30 – 16.00 Работа секций № 2 и № 3
16.00 – 18.00 Круглый стол: Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

9 октября 2014 года

10.00 – 13.00 Работа секций № 5 и № 6
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 16.00 Круглый стол: Подходы к формированию содержания подготовки педагогов дошкольного образования
16.00 – 17.00 Выставочное мероприятие: Игрушки и игровое оборудование для дошкольников
17.00 – 18.00 Пленарное заседание. Закрытие конференции.
Выдача сертификатов конференции

Программный комитет

Рубцов В.В. – ректор МГППУ, доктор психологических наук, профессор, академик, действительный член Российской академии образования и член президиума РАО.

Зырянова А.В. – директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства науки и образования Российской Федерации, кандидат социологических наук.

Сергоманов П.А. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства науки и образования Российской Федерации, кандидат психологических наук.

Аршинова А.И. – заместитель председателя Комитета ГД по образованию.

Смирнова Ю.В. – директор Центра развития профессиональных квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей.

Асмолов А.Г. – директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), доктор психологических наук, академик, член президиума РАО.

Собкин В.С. – директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

Волосовец Т.В. – директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО, кандидат педагогических наук.

Доронова Т.Н.– руководитель экспертного совета по дошкольному образованию Комитета ГД по образованию, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук.

Марголис А.А. – первый проректор МГППУ, кандидат психологических наук.

Забродин Ю.М. проректор МГППУ по УМО, доктор психологических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, вице-президент и член президиума Федерации психологов образования России, заместитель председателя совета Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Задорина Е.Н. – проректор МГППУ по научной работе, кандидат психологических наук.

Бурлакова И.А. – зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ, кандидат психологических наук.

 

Пленарное заседание

Приветствие Конференции:

Рубцов В.В.– ректор МГППУ, доктор психологических наук, профессор, академик, действительный член Российской академии образования и член президиума РАО.

Зырянова А.В. – директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства науки и образования Российской Федерации, кандидат социологических наук.

Сергоманов П.А. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства науки и образования Российской Федерации, кандидат психологических наук.

Асмолов А.Г. – директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), доктор психологических наук, академик, член президиума РАО.

Аршинова А.И. – заместитель председателя Комитета ГД по образованию.

Доклады:

Социология современного дошкольного образования
Собкин В.С., директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

Повышение квалификации педагогов и психологов как ресурс успешного внедрения ФГОС ДО
Волосовец Т.В., директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО, кандидат педагогических наук.

Игра в современном дошкольном образовании
Смирнова Е.О., доктор психологических наук, профессор, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ

Потребности в знаниях и компетенциях педагогов дошкольного образования (результаты социологического исследования)
Аржаных Е.В., заведующая лабораторией мониторинговых исследований МГППУ.

Внедрение ФГОС дошкольного образования: проблемы и пути их решения
Доронова Т.Н., руководитель экспертного совета по дошкольному образованию, Комитета ГД по образованию, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук.

Основания для разработки программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации
Бурлакова И.А., кандидат психологических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ.

Направления работы секций

Секция № 1

«Игровая» компетентность воспитателя: проблемы и решения

Ведущие:

Смирнова Е.О. (МГППУ), Кириллов И.Л. (ИППД РАО), Бутырская Е.В. (СмолГУ)

Сообщения:

1. Состояние игровой деятельности современных дошкольников
Смирнова Е.О., доктор психологических наук, профессор, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва.

2. Научно-теоретические подходы к формированию сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Бутырская Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Смоленского государственного университета, Смоленск.

3. Компьютерные дидактические игровые программы в работе с дошкольниками
Прорешкина О.И., преподаватель, ГБОУ СПО ПК № 5, Москва.

4. Игровая предметно-пространственная среда как условие качественной игры детей
Абдулаева Е.А., методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва.

5. Методики приобщения взрослых к игре
Романова А.Л., научный сотрудник Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва.

6. Результаты апробации вариативной программы повышения квалификации «Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников»
Каневская Т.М., зав. отделением дополнительного образования Института психологии Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.

7. Игровая компетентность воспитателя
Кириллов И.Л., кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования, Москва.

 Вопросы для обсуждения:

ФГОС и игра дошкольника; игра как ведущая деятельность и как форма образовательной работы; вопросы организации игровой деятельности дошкольников; компетенции, необходимые для обеспечения условий развития ведущей деятельности дошкольников; итоги апробации программы повышения квалификации педагогов «Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников».

Секция № 2

Воспитатель в условиях инклюзивного образования

Ведущие:

Гаврилушкина О.П. (МГППУ), Бородина Л.А. (ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»)

1. Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Чмелёва Е.В., доктор педагогических наук, декан, Смоленский государственный университет, Смоленск.
Разина Л.С., кандидат психологических наук, доцент, Смоленский государственный университет, Смоленск.

2. Психолого-педагогические проблемы инклюзивного дошкольного образования
Гаврилушкина О.П., кандидат педагогических наук, профессор МГППУ, Москва.

3. Атмосфера принятия и эмоциональной теплоты образовательного пространства как условие позитивной социализации детей с ОВЗ
Зырянова А.Ю., учитель-логопед МБДОУ № 28 «Теремок», Екатеринбург.
Могучева Н.А., педагог-психолог, I кв. кат, МБДОУ № 28 «Теремок», Екатеринбург.

4. Возможности изотерапии в решении задач инклюзии в дошкольном образовании
Кулешова А.Н., воспитатель I кв. кат., МБДОУ № 39, Арзамас.

5. Организация комплексной психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра
Панкратова М.В., директор ЦПРиК «Алые паруса», Москва.

6. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность педагога-психолога с воспитателями и специалистами ДОУ в рамках ФГОС ДО с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Мищенко Г.В., педагог-психолог высшей кв. кат., ГБОУ СОШ № 400, Дошкольное отделение «Солнышко», Москва.

7. Опыт реализации интегративной практики посредством организации кружковой деятельности «Детский оркестр»
Недилько И.М., музыкальный руководитель, 1 кв. кат., МБДОУ детский сад комбинированного вида № 94, Екатеринбург.

8. «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в группе ОНР (общее недоразвитие речи) в соответствии с ФГОС ДО».
Уфимцева Ю.О., учитель-логопед I кв. кат., ГБОУ СОШ № 400, Дошкольное отделение «Солнышко», Москва.

Вопросы для обсуждения:

Проблемы развития дошкольного инклюзивного образования; роль и возможности воспитателя в решении задач инклюзии в дошкольном образовании; компетенции, необходимые педагогу для работы в условиях развития инклюзии в дошкольных образовательных организациях; итоги апробации программы повышения квалификации педагогов «Дети с ограниченными возможностями здоровья в группе детского сада».

Секция № 3

Реализация ФГОС в работе с детьми раннего возраста

Ведущие:

Смирнова Е.О. (МГППУ), Бывшева М.В. (УрГУ),  Иванченко Е.В. (ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»)

1. Приложение ФГОС ДО применительно к раннему возрасту
Смирнова Е.О., доктор психологических наук, профессор, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва.

2. Работа психолога и педагога с родителями детей раннего возраста
Соколова М.В., кандидат психологических наук, доцент МГППУ, Москва.

3. Связь физического и умственного развития в раннем возрасте
Абдулаева Е.А., методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва.

4. Развитие общения и отношений со сверстниками в раннем возрасте
Орлова И.А., педагог-психолог Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва.

5. Современные игрушки и пособия для детей раннего возраста
Ульянова И.В., научный сотрудник Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва

Вопросы для обсуждения:

специфика организации образовательного процесса с детьми раннего возраста; компетенции, необходимые педагогу для реализации образовательных задач в работе с детьми раннего возраста; итоги апробации программы повышения квалификации педагогов «Организация образовательной работы с детьми раннего возраста».

Секция № 4

ФГОС дошкольного образования и родители дошкольников

Ведущие:

Масалова В.С. (МГППУ), Доронова Т.Н. (ФИРО), Чепикова Л.В. (СмолГУ), Сударчикова Л.Г. (ОГТИ)

1. Взаимодействие детского сада и семьи – условие повышение качества дошкольного образования
Чепикова Л.В., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики, Смоленский государственный университет, Смоленск.

2. Толерантность в семье
Шевцова М.Д., воспитатель, МДОУ Аскизский ЦРР д/с «Тополек», село Аскиз, республика Хакасия.

3. Дополнительное образование как фактор развития одаренных детей
Родина О.А., старший воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Родничок», Кольчугино, Владимирская область.

4. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского дома посредством игровой деятельности
Астафьева Н.В., воспитатель, ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5», Екатеринбург.

5. Развитие творческого восприятия ребенка при взаимодействии ДОУ с родителями
Хайлова Е.Г., ведущий научный сотрудник, ФГАУ ФИРО (Федеральный институт развития образования), Москва.

6. Сравнительный анализ эффективности различных форм взаимодействия ДОУ и родителей дошкольников
Кузьмишина Т.Л., кандидат психологических наук, доцент МГППУ, Москва.

7. Психолого-педагогическое сопровождение семьи дошкольника на базе учреждений дополнительного образования
Мелентьева Е.В., аспирант МГППУ, Москва.

8. Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ в условиях современных требований (презентация)
Елсакова Е.Н., заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Огонек»», г. Котлас Архангельской области

Вопросы для обсуждения:

формы взаимодействия образовательных организаций с родителями дошкольников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования; организация консультативной помощи родителям, воспитывающим детей вне условий образовательной организации; компетенции, необходимые педагогу для продуктивного взаимодействия с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания дошкольников; эффективные программы повышения квалификации педагогов по вопросам взаимодействия с семьей дошкольника.

Секция № 5

Роль педагогов (специалистов) в процессе внедрения ФГОС

Ведущие:

Дон Г.В. (МГППУ), Алиева Т.И. (МИРО), Максимова Л.А. (УрГУ), Садовская Г.С. (ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»)

 1. Совершенствование компетентности педагогических работников дошкольного образования в связи с вступлением ФГОС ДО (из опыта функционирования системы дошкольного образования Краснодарского края)

Садовская Г.С., кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе КБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж», Краснодар.

2. Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Шафикова Г.Р., кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Уфа.

3. Использование технологии «портфолио» в подготовке студентов к педагогической диагностике речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
Шабаева Г.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Уфа.

4. Особенности подготовки студентов колледжа к профессии воспитателя в условиях двух стандартов (ФГОС СПО и ФГОС ДО)
Федюнина Н.Л., заведующая педагогической практикой дошкольного отделения ГБОУ СПО Педагогический колледж № 5, Москва.

5. Подходы к управлению профессиональной деятельностью педагогических кадров ДОО в целях реализации ФГОС ДО
Соловьева Е.В., кандидат психологических наук, научный руководитель проекта ПООП ДО «Радуга», Москва.

6. Роль психолога в командообразовании педагогического коллектива образовательного учреждения
Смирнова Е.А., педагог-психолог негосударственного частного образовательного учреждения «Созвездие», город Видное Московской области.

7. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность педагога-психолога с воспитателями и специалистами ДОУ в рамках ФГОС ДО с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Мищенко Г.В., педагог-психолог высшей кв. кат. дошкольного отделения «Солнышко» ГБОУ СОШ № 400, Москва.

8. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в группе ОНР (общее недоразвитие речи) в соответствии с ФГОС ДО
Уфимцева Ю.О., учитель-логопед I кв. кат. дошкольного отделения «Солнышко» ГБОУ СОШ № 400, Москва.

9. Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов группы в процессе организации совместной деятельности по слушанию музыки в современных условиях
Паутова Т.В., музыкальный руководитель высшей кв. кат. детского сада № 8 «Журавлик», город Котлас Архангельской области.

10. Опыт реализации интегративной практики посредством организации кружковой деятельности «Детский оркестр»
Недилько И.М., музыкальный руководитель первой кв. кат. детского сада № 94, Екатеринбург.

11. Дополнительное образование как фактор развития одаренных детей
Латкова Г.В., педагог-психолог Центра развития ребенка – детского сада № 12 «Родничок», город Кольчугино Владимирской области.

12. Взаимодействие педагогов детского сада и школы как условие преемственности образования
Бывшева М.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.

Вопросы для обсуждения:

участие педагогов (специалистов) в реализации ООП дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования; проблемы взаимодействия специалистов при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; направления повышения квалификации специалистов для приобретения необходимых компетенций в соответствии с ФГОС дошкольного воспитания.

Секция № 6

Проблема оценки качества дошкольного образования и вопросы аттестации педагогов дошкольных образовательных организаций

Ведущие:

Бурлакова И.А. (МГППУ), Прокопорская Т.И. (Красноярский педагогический колледж № 2)

 1. Из опыта разработки системы оценки качества дошкольного образования
Бурлакова И.А., кандидат психологических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ, Москва.

2. Диагностика результативности деятельности воспитателя
Клопотова Е.Е., кандидат психологических наук, доцент МГППУ, Москва.

3. ФГОС дошкольного образования: идеи качества образования дошкольников
Самкова И.А., старший преподаватель, МГППУ, Москва.

Вопросы для обсуждения:

вопросы аттестации педагогов дошкольного образования; проблема оценки качества дошкольного образования; оценка деятельности педагога, осуществляющего образовательную деятельность с дошкольниками.

 

Вопросы для круглого стола

 Круглый стол 1

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

Ведущие:

Бурлакова И.А. (МГППУ),  Прокопорская Т.И. (Красноярский педагогический колледж № 2)

В работе Круглого стола примут участие:

Забродин Ю.М., проректор МГППУ по УМО, доктор психологических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, вице-президент и член президиума Федерации психологов образования России, заместитель председателя совета Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Смирнова Ю.В., директор Центра развития профессиональных квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей.

Вопросы для обсуждения:

Проблема сохранения специфики дошкольного возраста и дошкольного образования; взаимосвязь специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога дошкольного образования

 

Круглый стол 2

Подходы к формированию содержания подготовки педагогов дошкольного образования

Ведущие:

Масалова В.С. (МГППУ), Садовская Г.С. (ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»), Максимова Л.А. (УрГУ)

Выступления:

1. Реализация компетентностного подхода в подготовке педагогов дошкольного образования
Зайцева Л.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Смоленского государственного университета, Смоленск.

2. Формы работы на курсах повышения квалификации
Ханова Т.Г., доцент, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород.

3. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе реализации дополнительных профессиональных компетенций
Штекляйн С.Н., проректор, ГОУ ДПО «КРИРО» (Институт развития образования), Республика Коми, Сыктывкар.

4. Компетентностный подход в повышении качества воспитателя
Сыртланова Н.Ш., доцент, Институт педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Уфа.

5. Организация методической службы как необходимое условие подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО
Скоролупова О.А., руководитель Центра дошкольного образования, издательство «Просвещение», Москва.

7. Представления педагогов ДОО об условиях создания эффективной совместной деятельности дошкольников при выполнении продуктивных задач
Шмидт А.Ф., старший преподаватель, МГППУ, Москва.

8. Проблемы профессионального развития педагога ДОО.
Важнова С.А., старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика и психология» МГППУ, Москва.

Вопросы для обсуждения:

компетентностный и деятельностный подходы к подготовке, переподготовки и повышения квалификации к внедрению ФГОС; содержание, формы и методы подготовки педагогов дошкольного образования для внедрения ФГОС дошкольного образования; итоги апробации программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования

 

Выставочные и культурные мероприятия

1. Примерные образовательные программы дошкольного образования (презентации)
Ответственные: Дон Г.В. (МГППУ), Алиева Т.И. (МИРО).

1) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой.
Скоролупова Оксана Алексеевна, руководитель Центра дошкольного образования издательства «Просвещение».
Брындина Ольга Николаевна, заместитель руководителя Центра дошкольного образования издательства «Просвещение».

2) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьевой.
Скоролупова Оксана Алексеевна, руководитель Центра дошкольного образования издательства «Просвещение».
Брындина Ольга Николаевна, заместитель руководителя Центра дошкольного образования издательства «Просвещение».

3) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства». Научный руководитель: А.Г. Асмолов. / Под редакцией Т.Н. Дороновой.
Доронова Татьяна Николаевна, зав. отделом Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО».

4) Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой.
Микляева Наталья Викторовна, зав. кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования МГПУ, автор ПООП ДО «На крыльях детства».

5) Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой.

6) Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – дом радости» / Под редакцией Н.М. Крыловой.

2. Игрушки и игровое оборудование для дошкольников

Ответственные: Центр игры и игрушки МГППУ.

 

 Список секций и вопросов для обсуждения могут быть дополнены при проведении согласований с предполагаемыми участниками конференции.